РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 3 -4 ЛЕТ
Рабочая программа (далее - Программа) - нормативный документ, определяющий
объем, порядок, содержание изучения образовательных областей конкретной
возрастной группы, основывающийся на федеральном государственном
образовательном стандарте. Программа разрабатывается педагогами ДОУ в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее ФГОС ДО), основной образовательной программой
ДОУ с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного
образования.
Рабочая программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, спроектирована с
учетом особенностей ДОУ, образовательных потребностей и запросов воспитанников
и их родителей.
Программа разработана в части, формируемой участниками образовательных
отношений, с учетом парциальных программ:
-Учебно-методический комплект примерной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы,
Комаровой, Васильевой М.А.;
-
«Мир Без Опасности». Парциальная образовательная
программа для детей дошкольного возраста, Лыкова И.А.
-
Образовательная программа дошкольного образования
«СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В.
Дягилева, О. В. Закревская
Рабочая программа является модулем образовательной программы дошкольного
образования (далее ООП ДО) дошкольного образовательного учреждения,
реализующего программы дошкольного образования.
Основные функции Программы:
-
нормативная: Программа является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
-
целеполагания: Программа определяет цели и задачи образовательных областей;
-
содержательная: Программа фиксирует состав образовательных элементов, подле
- жащих усвоению воспитанниками, а также степень их трудности;
-
процессуальная: Программа определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы, методы, средства и условия;
-
методическая: Программа определяет пути достижения результатов освоения ООП
ДО.
Цель - создание социальных ситуаций развития ребенка и развивающей
предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию,
мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру,
познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и
коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций,
определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:
-
укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ
его двигательной и гигиенической культуры;
-
целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов
деятельности;
-
обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-
индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
-
развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения
в детской деятельности, поведении, поступках развитие познавательной
активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
-
пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться
в творческую деятельность;
-
органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным
искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией,
математикой, игрой;
-
приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим
народам и культурам;
-
приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный
возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей
сопричастности к ми - ру, желание совершать добрые поступки.
В соответствии с ФГОС ДО, Примерной основной образовательной программой дошкольного
образования Программа построена на следующих принципах:
1.
Поддержка разнообразия детства.
2.
Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека.
3.
Позитивная социализация
4.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
5.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
6.
Сотрудничество с семьей.
7.
Сотрудничество с организациями
8.
Индивидуализация дошкольного образования
9.
Возрастная адекватность образования
10.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
11.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности.
12.
Развивающее вариативное образование.
13.
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
14.
Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Программа реализуется в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6
года жизни. На основании СанПиН прописывается организация жизни и деятельности
детей старшего дошкольного возраста.
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с
познавательными запросами современного ребенка. Ее реализация достигается
путем при - общения ребенка к изобразительному искусству, музыке, детской
литературе и родному языку, экологии, математике, игре.
Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых
и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
В целевом разделе Программы описаны особенности
контингента детей и родителей группы (составлен социальный паспорт группы). На
основании мониторинга по физкуль - турно-оздоровительной работе за учебный год
дается описание особенностей здоровья детей группы, особенности развития
физических качеств воспитанников. На основании этих данных формируется система
физкультурно-оздоровительной работы в группе и формы двигательной деятельности
в режиме дня детей группы. Возрастные и индивидуальные особенности контингента
детей группы позволяет педагогу строить образовательную деятельность на
адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с
дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
В содержательном разделе прописаны задачи и результаты образовательной
деятельности по основным направлениям - физическому,
социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно -
эстетическому.
Содержание Программы представлено в виде перспективно-тематического планирования
образовательной работы с детьми (на учебный год) по основным направлениям раз -
вития ребенка и реализуется в различных видах деятельности:
-
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
-
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
-
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними),
-
восприятие художественной литературы и фольклора,
-
самообслуживание элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
-
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал,
-
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
-
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
-
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный
подход. Основной единицей образовательного процесса выступают
образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения,
активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять
эмоциональную отзывчивость.
Решение программных задач способствует введению детей в мир
общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребенок
самостоятельно «открыва - ет» на основе мышления и творческого воображения в
разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.